Термы Каракаллы

Термы Каракаллы, Рим, Италия

Термы Каракаллы (Terme di Caracalla, 206-217, апр.-окт. вт-сб 09.00-18.00, вс, пн до 13.00, ноябю-март вт-сб 09.00-16.00), в свое время слывшие едва ли не восьмым чудом света, и уж по крайней мере - одним из главных чудес Рима, начали строить при Септимии Севере, а закончили при его сыне Каракалле. Это вторые по величине Термы после Терм Диоклетиана. Они предназначались для обслуживания жителей Авентина и прилегающей портовой зоны. В термах было несколько отделений: кальдарий (парилка), тепидарий (средняя температура), фригидарий (большой ообщий зал, где можно было поплавать в бассейне с прохладной водой), натацио (бассейн под открытым небом) и, наконец, сад. Сейчас без пояснительных табличек и не разберешь, где была раздевалка, а где - бассейн: в циклопических развалинах, похожих на трехмерное воплощение "Темниц Пиранези, бродят дикие кошки и заходятся в истерике чайки. А когда-то в этом комплексе (337 на 328 метров) могли одновременно мыться 1 600 человек. Помимо этого в термах размещались гимнастические залы, спортивные площадки, галереи искусств, модные лавки и библиотека. В термах не только мылись, но и проводили досуг: здесь принято было встречаться с друзьями, устраивать деловые встечи, назначать свидания. Богатые римляне могли прводить в термах весь день.
Действовали Термы Каракаллы около 300 лет, пока готы не разрушили водопровод (VI) - 537 году всему пришел конец: очередные варвары перекрыли акведуки, чтобы уморить осажденный город жаждой, и все бани были заброшены. Люди вернулись сюда только в XVI веке - проводить раскопки. Тогда Павел III Фарнезе добывал себе материал для дворца - и на поверхность были извлечены две статуи Геракла и две порфирные ванны, одна из которых приспособлена на площади Фарнезе под фонтан, а другая красуется в ватиканском Бельведере, и гранитная колонна, отправленная в подарок герцогам Медичи. В 1937 г. в бывших термах оборудовали летнюю площадку римского оперного театра. На огромной сцене (1800 м2) устраивались грандиозные представления. Наиболее удачной была постановка оперы Дж. Верди "Аида", когда на сцене появлялись кони, верблюды и даже слоны. С 1995 г. в целях сохранения античного памятника представления не проводятся.