Парижская Опера Гарнье - «Гранд-Опера»

Парижская Опера Гарнье - «Гранд-Опера», Париж, Франция

Один из шедевров,  реликвия Парижа - Опера Гарнье. Она же – Гранд-опера, она же – Парижская Опера, она же – Национальный оперный театр, она же – Дворец Гарнье.

Это один из самых роскошных театров мира, оформление которого превосходит самые известные королевские дворцы.

Истории этого здания могли бы позавидовать самые именитые памятники архитектуры, а количество легенд, окружающих это место, не сосчитать.

Здесь пели Федор Шаляпин, Энрико Карузо и Галина Вишневская, танцевали Серж Лифарь, Вацлав Нижинский и Рудольф Нуреев.

Здесь проходили знаменитые балетные сезоны великого театрального деятеля Сергея Дягилева.

Музыку для которых создавали Игорь Стравинский, Сергей Прокофьев и Клод Дебюсси, а оформителями декораций и костюмов выступали Пабло Пикассо, Анри Матисс и Коко Шанель.Именно здесь, согласно легенде, в подземных лабиринтах жил Призрак Оперы, а в подвалах расстреливали монархистов во время Парижской коммуны. 

 

История Гранд-опера

1669 год.

Король-Солнце Людовик XIV, один из самых блистательных королей Франции, официально признает оперу видом искусства и царственно повелевает поэту Перрену и композитору Камберу в течение 20 лет организовывать в стране «оперные академии» (музыкальные представления).

С этого момента в Париже, как и во сей Франции, начинается строительство роскошных оперных театров.

Здание Гранд-опера становится тринадцатым по счету.

Шло время, во Франции канула в лету эпоха Просвещения, пролилась кровь Французской революции, закатилась звезда Наполеона Бонапарта, которого сменил на троне его единственный законный сын по прозвищу Орленок.

Да и век Орленка оказался недолог, ведь фактически страной он никогда не правил, был юношей болезненным и скончался в расцвете лет от туберкулеза. 

1848 год. К власти приходит Наполеон III.

Будучи всего лишь племянником своего великого дядюшки, Наполеон III успеет поруководить страной в двух совершенно разных ипостасях: и в качестве Президента Французской республики, и в качестве Правителя Второй империи.

Его правление ознаменуется многими ключевыми событиями, великими архитектурными сооружениями, бурным ростом экономики и промышленности.

Именно с его подачи барон Осман полностью перестроит Париж.

Из-за своеобразной внешней итальянской политики Наполеон III впадет в немилость к итальянским революционерам и они совершат на него три покушения. Причем все безрезультатно, император останется цел и невредим.

Но нервы сдают даже у венценосных особ, и Наполеон – не исключение.

После последнего посягательства на свою жизнь, произошедшего около старого театра на улице Пелетье, император наотрез откажется посещать это здание и прикажет построить новое.

И в этот момент на сцену выйдет следующий участник, чье имя будет также прочно связано с Гранд-опера – барон Осман.

Будучи ярым сторонником политики Наполеона, Осман буквально взлетит по карьерной лестнице и в 1857 году сядет в кресло префекта Парижа (фактически становясь его единовластным хозяином).

Приверженец прогресса, он рьяно возьмется за дело и «перекроит» Париж на свой манер.

Именно стараниями барона Османа французская столица обретёт тот неповторимый стиль, которым будет восхищаться весь мир все последующие столетия.

Планы по градостроительству удачно совпадут с планами на новое здание театра. Ведь оно идеально впишется в проект создания третьей транспортной развязки, задуманной Османом с целью разгрузить столичный траффик.

По воле судьбы на горизонте появляется ключевой персонаж этой истории – молодой и никому не известный архитектор Шарль Гарнье, который принимает участие в конкурсе и, не будучи фаворитом, вопреки всему выиграет.

Его масштабный и величественный проект покорит судейскую комиссию.

Источником вдохновения Шарлю послужил Большой Театр Бордо и итальянские дворцы позднего Ренессанса, которые он с удовольствием осматривал в течение своего пребывания на Вилле Медичи в Риме.

После победы на конкурсе молодой лауреат с энтузиазмом возьмется за работу, еще не зная, с какими трудностями ему придется столкнуться.

     

Первая проблема не заставит себя долго ждать.

Грунтовые воды начнут постоянно подтачивать фундамент. Место выбрано не совсем удачно, но что поделать...

Задача поставлена, бюджет выделен, придется как-то выкручиваться. И Гарнье это удастся! Он прекратит работы и начнет продумывать надежные меры безопасности.

Установит паровые насосы, призванные функционировать день и ночь.

Создаст бетонный резервуар огромных размеров, куда впоследствии будут собираться воды подземной реки.

Это сооружение позволит всей инфраструктуре сопротивляться давлению грунтовых вод и лучше распределять нагрузку, приходящуюся на подвальную часть здания.

Главный архитектор возведет толстые двойные стены, обеспечив тем самым полную водонепроницаемость здания.

Опера будет строиться почти 15 лет, с 1861 по 1875 с перерывами на войны, падения имперского режима, события Парижской коммуны.

За это время театр успеет побывать и военным складом для хранения бесчисленных запасов, и воздухоплавательной станцией, и тюрьмой для тайной казни преступников.

К счастью, урон, нанесенный зданию, окажется незначительным, и строительство наконец-то будет завершено.

Открытие театра состоялось 5 января 1875 года.

Но ни барон Осман, ни император Наполеон III не доживут до этого грандиозного события, и на церемонии из трех ключевых фигур будет присутствовать лишь Шарль Гарнье.

Теперь в двух словах о финансировании. На протяжении всего строительства изначально согласованные суммы будут постоянно изменяться в соответствии с возникающими по ходу неожиданностями технического порядка, рисками, вызванными тем или иным внутриполитическим решением, а так же с положением страны на мировой арене.

Таким образом, финансирование проекта в скором времени будет сокращено вполовину – от 29 млн. франков, обещанных в начале, останется только 15. Однако вскоре ситуация изменится в лучшую сторону, и через какое-то время суммы чеков достигнут 24 млн. франков.

С приходом Третьей Республики проблема не исчезнет, и средства на Парижскую Оперу будут выделяться с невероятной скупостью.

Только вследствие полного разрушения здания старой оперы (той, что на улице Пелетье), будет собран оставшийся необходимый бюджет для окончания строительства архитектурного шедевра и для его внутреннего убранства.

В конечном итоге общая сумма, затраченная на масштабный проект Шарля Гарнье, выльется в 36 млн. франков золотом.

С момента своей инаугурации, театр становится эпицентром культурных событий и «гнездом» всего бомонда Парижа.

Сюда стекаются не только для просмотра грандиозных оперных постановок, но также и для посещения гримерных, для прогулки по Танцевальному фойе и, конечно, для того, чтобы подняться по роскошной Парадной лестнице, сверкая бриллиантами, мехами и атласом.

В то время вся парижская знать встречалась на ступеньках Оперы, чинно раскланиваясь друг с другом. Кто-то сплетничал, кто-то флиртовал, кто-то выставлял напоказ новый наряд... В общем, каждый преследовал свою цель.

Надо сказать, что здание открывало свои двери не только высокому искусству, здесь также проводились балы, в том числе и маскарадные.

Именно по всем этим причинам дворец Гарнье и стал настоящей меккой для высшего света Парижа.

Здоровая конкуренция?

В конце ХХ столетия у Гранд-опера появился соперник. Франсуа Миттеран решил расширить аудиторию поклонников прекрасного и разом окультурить не только сливки общества, но и более «отсталые» слои населения.

Для этих целей в 1989 году была построена современная театральная площадка Опера Бастилии.

Здание современной оперы, призванное «нести культуру в массы», несколько своеобразно и не вписывается в стиль Наполеона III , зато театральная жизнь здесь просто кипит!

Со времен появления на свет Оперы Бастилии все оперные постановки шли исключительно в ней, а шедевр Шарля Гарнье принимал в свои объятия только балет.

Однако оперное искусство все же пришлось вернуть на подмостки главного театра, пойдя навстречу многочисленным просьбам поклонников оперного жанра. Пусть и один раз в сезон, но все же великосветскому зданию удалось отыграть обратно свое былое предназначение.

Сколько бы театров ни строили, а Опера Гарнье – одна!

В 2000 году главный фасад Национальной академии музыки (официальное название Гранд-опера) прошел все этапы реконструкции и заново обрёл свой первоначальный блеск.

В настоящий момент поистине монументальное творение когда-то неизвестного никому архитектора укрывает под своей сенью балетную школу, обширную библиотеку и небольшой музей.

Здание Гранд-опера


Фасад

Их у легендарного здания – четыре.

Южный фасад – это «лицо» Оперы, основная часть здания, которая возвышается над большим 10-ступенчатым подъездом. Галерея, украшенная семью полукруглыми арками со знаменитыми скульптурными композициями «Драма», «Танец», «Инструментальная музыка» и «Поэзия», приглашает нас войти в вестибюль. Стиль этой части театра – смешанный, иначе говоря, эклектический.
 
 
Над галереей возвышается лоджия – целое произведение искусства.
Ее гордостью являются 53 античные маски и бюсты величайших композиторов, таких как Моцарт, Бетховен, Россини и др.
 
 
Все это венчает надпись «Национальная Академия Музыки» (Académie Nationale de Musique) и невероятный по красоте купол из зеленой меди со статуей Аполлона, поднимающего свою лиру к небу.
 
 
По одну руку от Аполлона расположился Танец, а по другую – Музыка. Не правда ли завораживает?

Западный фасад – второй по значимости фасад Оперы.

Для императора Наполеона III предназначался отдельный подъезд (ну не будет же божий помазанник входить в здание с челядью).

Изначально он назывался Императорский павильон, но поскольку к открытию Оперы Франция стала уже республикой, название пришлось сменить на Павильон главы государства.

К входным дверям подъезда ведут пандусы, в те времена позволявшие карете правителя подъехать к самому входу.

 
Именно у этого фасада красуется бюст благословенного создателя здания архитектора Шарля Гарнье.
Ну и, конечно, не обошлось без колонн с бронзовыми орлами. А как же? Ведь орел – это символ императорской власти.
 
 
Восточный фасад – еще один вход в Оперу, который предназначался исключительно для избранной публики, а точнее – для владельцев дорогих абонементов.
 
 
Сейчас в этой части здания находится ресторан, сквозь прозрачные стеклянные стены которого можно увидеть величественный интерьер театра.
 
 
Северный фасад – это, если можно так выразиться, задний двор.
С архитектурной точки зрения особо ничем не примечателен, да и не задумывался таковым. Оная часть здания несет на себе исключительно рабочие функции, являясь входом для сотрудников и площадкой для разгрузки декораций.
 
 

Крыша здания оперы.

С нее открывается умопомрачительный вид на Париж.

Не каждый может преодолеть столь крутой подъем на крышу оперы, ведь он представляет собой винтовую лестницу с огромным количеством ступеней. Но кто не рискует, тот не пьет шампанское.

 
Купол Оперы необычайно хорош: величественный, из серо-зеленой меди, он делает здание театра еще совершеннее. Тут и фигура Пегаса, и позолоченные изваяния Гармонии и Поэзии, и, конечно, тот самый Аполлон.
 
 
К слову сказать, именно на этой крыше разыгрывались нешуточные страсти в одной из сцен романа «Призрак Оперы».
 
 
На крыше самого красивого театра в мире установлены...ульи.
Да-да, самые настоящие ульи, где живут самые настоящие пчелы, которые собирают самый что ни на есть настоящий мёд. А устроил этот улей пчеловод-любитель, работавший в Опере реквизитором еще в 1982 году.
 
Пчелы так прижились, что их было решено оставить.

Парадная лестница и Гранд-фойе
 
Парадная лестница – одна из самых ярких жемчужин здания.
Белоснежные ступени, мрамор различных цветов, могучие колонны из эшейонского камня, поддерживающие лестничную площадку, арабески, богатый орнамент, балюстрада из оникса – не вестибюль, а Версаль какой-то!
 
Отсюда можно увидеть первые ложи зрительного зала.
 
Этот этаж украшают колонны из пиренейского мрамора, персиковые и фиалковые пилястры на стенах...
Надо признать, что Гарнье не поскупился на отделку интерьера: им были использованы 24 различных вида мрамора.
 
 
Гранд-фойе – главное место прогулок зрителей в антракте.
 
Оно было задумано в стиле парадных галерей дворцовых сооружений.
 
Зеркала и окна зрительно увеличивают это помещение и дают ощущение невероятного простора.
 
Фойе богато украшено невероятными росписями: медальоны с детьми, держащими в руках музыкальные инструменты, выразительные группы танцоров и певцов, потолок с изображением таких музыкальных аллегорий, как Комедия и Трагедия.
 
 
Есть здесь и монограмма самого Шарля Гарнье (переплетенные буквы C и G), которая красуется над одним из карнизов. 
 

Зрительный зал

Выдержан в итальянском стиле, в форме подковы и насчитывает более 2 тыс. мест.

Золото, алый бархат, резные балюстрады... Огромная сцена, способная вместить до 450 актеров, и великолепный красный занавес...

Знаменитая и такая таинственная «падающая» люстра... Ложа Призрака Оперы № 5... и, конечно, Его Величество Потолок, расписанный в 1964 году самим Марком Шагалом.

Люстра выполнена по проекту самого Гарнье.

Эта ослепительная красавица весом более семи !! тонн, обладательница 340 огней, завернутая в хрусталь и бронзу, скоро сыграет свою роль в истории театра.

А вот и святая святых – личная ложа Призрака, или, как его еще называют, Фантома Оперы.

Представьте себе, эта ложа № 5 на самом деле существует и является мечтой всех поклонников одноименного мюзикла.

Располагается она слева от сцены в самом укромном уголке, куда редко захаживают посетители. 

На двери висит табличка «Ложа Призрака Оперы».

 

Библиотека-музей в Гранд-Опере

Она находится в так называемой ротонде императора.

Коллекция книг принадлежит Национальной библиотеке Франции. Здесь хранятся книги, связанные с трехвековой историей театра.

В библиотеке выставляются картины и фотографии, связанные с Гранд-Оперой, уменьшенные копии театральных декораций.

Экскурсии

Думаете, осмотреть Оперу изнутри можно, только купив «билет на балет»?

При этом вы не являетесь поклонником ни оперного, ни балетного жанра? Не расстраивайтесь, Вы запросто можете посетить этот дворец для осмотра его достопримечательностей в качестве туриста. Цена вопроса – 11€.

Входной билет дает вам право на осмотр:

  • Библиотеки-музея,
  • Ротонды владельцев абонементов (Восточный фасад),
  • Бассейна прорицательницы Пифии,
  • Парадной лестницы,
  • Гранд-фойе,
  • Актерского (танцевального) фойе,
  • Салона луны и Салона солнца,
  • Ротонды императора,
  • Великолепных ковровых изделий.

Доступ в зрительный зал (ежедневно с 10.00 до 17.00; стоимость 7 евро), если только в это время нет репетиций, лучше всего 13.00-14.00.

Добрый совет: обязательно возьмите аудио-гид и устройте себе мультимедиа тур, который расскажет вам все об этом шедевре Шарля Гарнье. Это не займет у вас много времени, зато сколько впечатлений! Из доступных языков есть и русский. Цена – 6€

Опера Гарнье не нуждается в излишней рекламе. Приезжайте и убедитесь сами, насколько оно прекрасно, особенно вечером в блеске иллюминаций.

Посидите на ступенях Оперы перед входом, послушайте уличных музыкантов, посозерцайте прохожих, улыбнитесь влюбленным парочкам, съешьте свой сэндвич и никуда не спешите.

Это порой так важно, никуда не спешить. Пусть время замрет.

 «Париж – это не место, где меняют самолет, Париж – это город, где меняют жизнь».

 

Несколько интересных фактов из жизни Гранд-опера, о которых вы не знали

  • В нашумевшем романе «Призрак Оперы» Гастона Леру (во многом благодаря этому автору Опера Гарнье прославилась на весь мир) рассказывается о подземном озере театра. Огромный резервуар с водой в подземельях Гранд-опера действительно есть, и в нем водится рыба. Но вот на лодке не поплаваешь — своды слишком низкие.
 
  • Никто и никогда не занимает места в ложе №5, чтобы не напроситься на неприятности. Согласно легенде, эта территория принадлежит призраку оперы.
     
  • Билеты в Гранд-опера раскупаются как горячие пирожки. На некоторые спектакли места занимают за год или как минимум за несколько месяцев. Если вы не успели купить заветный билет — не расстраивайтесь. Приходите в Гранд-опера за 2-3 часа до постановки, чтобы попробовать «урвать» один из возвращенных билетов или заполучить недорогое место на галерке (а таких всего 32).
     
  • " Упавшая люстра". Считается, что мысль о возможном мистическом присутствии в Парижском здании оперы Гарнье некой силы возникла у Гастона Леру после того, как в опере произошел несчастный случай – упала центральная люстра. Это произошло 20 мая 1896 года. Жертва была одна – консьержка, страстная любительница оперы, имя которой история не сохранила. Тогда сломался один из противовесов, который удерживал тяжелую (7-8 тонн) люстру, которую тогда время от времени (из-за газового освещения) приходилось поднимать в помещение над зрительным залом, чтобы там ее чистить. Эту систему изменили только в 1969 году по настоянию Рудольфа Нуриева, который предложил опускать люстру в зрительный зал и производить все необходимые работы по ее обслуживанию там, а наверху оборудовал дополнительное помещение для репетиций.
  • Про загадочные голоса из прошлого, которые иногда слышны в опере, тоже рассказывают. А вот этот факт имеет под собой вполне реальные действительные основания. В начале XX века богатый американский промышленник, большой любитель оперы Альфред Кларк, глава французской фирмы грамзаписи, решил увековечить самые знаменитые голоса своего времени, а заодно и «пропиарить», как бы сейчас сказали, свою компанию.
    Все певцы с охотой согласились, поскольку речь шла о бессмертии их голосов. Голоса были записаны на граммофонные пластинки. Всего их было около двух дюжин. Затем пластинки вместе граммофоном в торжественной обстановке в присутствии президента республики и академиков заключили в свинцовый ящик, крепко запечатали и поместили в специальный шкаф. Этот шкаф, согласно завещанию Альфреда Кларка, должны были открыть через сто лет, но открыли чуть-чуть раньше – в 1989 году. Обнаружили, что половина пластинок исчезла.
    В результате оставшуюся часть передали в Национальную библиотеку, где пластинки, очень хорошо сохранившиеся, теперь и хранятся. В 2008 году их отцифровали. Их можно  послушать. Это и есть голоса из прошлого.

 

Как добраться
 

Касса работает: пн-пт 9:00–18:00, сб 9:00–13:00

Экскурсии пн-вс 10:00–17:00 (в дни утренних представлений — до 13:00) 

Вход на экскурсии — 11 EUR, льготный — 7 EUR.

Стоимость спектаклей на балет дешевле, чем на оперу (лучшие места до 252 EUR на оперу, 250 — на балет).

Дворец Гарнье находится на площади Опера, на пересечении улиц Скриб и Обер. Добраться до Гранд-Оперы можно разными способами:

  • на метро до станции «Опера» по линиям 3,7,8;
  • на автобусах 20, 21, 22, 27, 29, 42, 52, 53, 66, 68, 81, 95 до остановки «Опера»;
  • на личном или арендованном авто от Елисейских полей (в пути примерно 20 минут) или из аэропорта Шарль-де-Голль (в пути около часа). Маршрут вы можете посмотреть по google-карте.

Веб-сайт: operadeparis.fr.

Цены на странице указаны на ноябрь 2018 г.

 

Парижская Опера Гарнье - «Гранд-Опера» на карте Парижа