Собор Парижской Богоматери ( Нотр-Дам-де-Пари )

Собор Парижской Богоматери ( Нотр-Дам-де-Пари ), Париж, Франция

Монументальный и величавый Собор Парижской Богоматери возвышается на острове Сите в центре Парижа. Его удивительная история насыщена событиями страшными, кровавыми, дерзкими и эпическими.

Он был очевидцем революций и войн, разрушений и реконструкций, увековечен в искусстве, продолжая удивлять строгой и насыщенной готической архитектурой, вплетенной в литое единство романского стиля.

Пожар в соборе Парижской Богоматери 2019 год

Пожар в Соборе Парижской Богоматери начался 15 апреля 2019 года незадолго до 18:50. Пожар был потушен утром 16 апреля. Произошедшее привело к обрушению шпиля и части крыши, а также к повреждению внутреннего убранства.

К моменту пожара на шпиле собора уже велись ремонтные работы.

Вокруг крыши были возведены стальные леса, а каменные, медные и бронзовые статуи, включая скульптуры двенадцати апостолов, сняты за несколько дней до ЧП в ходе реконструкции.

Как все происходило

15 апреля 2019 года в 18:20 в соборе сработала пожарная сигнализация.

Администрация храма начала эвакуацию посетителей, собравшихся на запланированную мессу, после чего принялась самостоятельно искать источник пожара.

Сотрудники предполагали, что тревога могла оказаться ложной, поскольку не видели источник огня.

Пожарных вызвали в 18:43, когда сработала вторая пожарная тревога и стало очевидно, что горит крыша собора.

Источник возгорания располагался в верхней части здания, на мансарде в основании шпиля.

Большая часть загоревшейся деревянной конструкции представляла собой каркас, сооружённый в XII—XIII веках из 1300 дубов. Сверху находились свинцовые листы, расплавившиеся в огне.

В течение часа пламя объяло свинцово-деревянную крышу собора и центральный деревянный шпиль, что привело к его обрушению на свод потолка каменной кладки собора.

Существовала опасность, что разрушенная деревянная крыша повредит каменный свод, который образует потолок собора и поддерживает стены изнутри. Это могло привести к уничтожению всего здания.

Тем не менее своды здания в целом остались неповреждёнными. Они частично удержали на себе обломки горящих конструкций, предотвратив падение в неф собора.

Около 23:15 чиновник из МВД Франции сообщил, что огонь ослаб и что «обе башни собора в безопасности».

Пожарные прибыли на место через пятнадцать минут после вызова, но быстро остановить огонь им не удалось.

Борьба с пожаром заняла 14 часов.

Полиция и спасатели эвакуировали людей с острава Сите, где расположен собор, а также закрыли доступ к территории, окружающей здание. Никто из жителей города и туристов не пострадал.

По информации министра внутренних дел Франции, в тушении огня были заняты 400 пожарных.

Пожарная служба Парижа регулярно проводила учения для подготовки к пожару в соборе, в том числе два учения в Нотр-Дам в 2018 году, поэтому они хорошо знали конструкцию здания и трудности тушения пожара в нём.

Пожарная авиация не использовалась при тушении пожара из-за опасности для находящихся поблизости людей и других зданий, а также для уцелевших конструкций собора, которые могли ещё больше пострадать от резкого перепада температуры.

В ходе ликвидации происшествия лёгкие повреждения получили один пожарный и двое полицейских.

Тушение огня велось в основном изнутри здания, в соответствии с обычной французской практикой пожаротушения.

Борьба с огнём извне могла привести к повреждению внутреннего пространства из-за отклонения пламени и горячих газов (при температуре до 800 °C) внутрь. Двадцать пожарных забрались внутрь двух башен.

Пожарные мониторы наземных транспортных средств использовались для тушения пожара, избегая при этом дальнейшего повреждения здания.

В соответствии с планами пожарной охраны, разработанными для такой чрезвычайной ситуации, на реке Сена были быстро развернуты лодки для забора воды.

Во время тушения огня пожарные пытались спасти предметы искусства и реликвии, хранящиеся в соборе.

По словам представителя собора, некоторые произведения искусства были вынесены из здания ещё до реконструкции, а большая часть артефактов осталась в ризнице.

По предварительным подсчётам, большинство реликвий удалось спасти. Особое внимание общественности было привлечено к судьбе " тернового венца Иисуса Христа", который в итоге оказался сохранён.

На период ликвидации последствий пожара частично была ограничена работа метрополитена и ближайшие станции метро были закрыты для входа и выхода пассажиров.

Причины пожара изначально были неясны. Прокуратура Парижа сразу исключила версию преднамеренного поджога здания. 

Предполагается, что причинывозгорания могут быть связаны с реставрационными работами, проводящимися в здании.

В самом соборе было много деревянных частей, а строительные леса только ухудшили ситуацию. 15 апреля прокурором Парижа было начато расследование причин пожара.

20 апреля стало известно, что французские следователи определили, где находился очаг возгорания.

После анализа фотографий и видео очевидцев следователи сделали вывод, что пожар начался в центральной части крыши, рядом с основанием шпиля.

Следователи также не исключают, что причиной возгорания могло стать короткое замыкание.

Пожар не задел две большие розы в южной и северной части трансепта, а также скульптуры Антуана Куазевокса, Гийома - старшего и Никола Кусту.

Некоторые картины были повреждены из-за сильного задымления. Их планируется доставить в Лувр на реставрацию.

Среди тринадцати больших «майских картин» Нотр-Дама, которые хранились в боковых часовнях и в трансепте, четыре были уничтожены, включая одну из двух картин, написанных Лораном де Ла Хайром.

Некоторое время вызывала беспокойство судьба почитаемой чудотворной Владимирской иконы Пресвятой Богородицы, подаренного патриархом Алексием II во время визита в Париж в 2007 году, который хранился в Соборе но, как сообщил представителям РПЦ настоятель собора монсеньор Патрик Шове, икона не пострадала.

Во время пожара трансляции с места происшествия непрерывно вели как национальные, как и международные телеканалы, такие как CNN, RT и BBC . Пожар в Париже стал одним из главных телевизионных выпусков новостей во всем мире.

Любительские видеотрансляции в Интернете вели сотни очевидцев.

С 22 часов в день пожара французские церкви зазвонили в колокола для призыва к молитве.

На следующий день после катастрофы большой колокол Страсбургского собора звучал утром в знак солидарности, а затем в полдень аналогичные акции провели в пятнадцати европейских соборах. 

Президент Франции Эмманюэль Макрон отменил речь, которая должна была быть обращена к "желтым жилетам" и вместе с супругой, в сопровождении премьер-министра Эдуарда Филиппа и мэра Парижа Анн Идальго прибыл к месту событий.

Позднее он запустил сбор средств «как во Франции, так и за её границами» на реставрацию собора.

 Всего за первые полдня сбора средств сумма пожертвований составила 600 млн евро.

Президент России Владимир Владимирович Путин обратился к президенту Франции с предложением направить во Францию лучших российских специалистов, имеющих большой опыт реставрации памятников мирового культурного наследия.

По оценкам представителей компании SOCORA, которая занималась реставрацией бронзовых статуй Нотр-Дама, реконструкция собора может занять 15—20 лет.

Президент Франции Эмманюэль Макрон поставил задачу восстановить собор в течение 5 лет. По мнению министра культуры Франка Ристера, реализация плана может затянуться на более долгий срок.

Французский архитектор Жан-Мишель Вильмотт заявил, что стоимость восстановления повреждённой части собора Парижской Богоматери составит примерно миллиард евро.

Страшный пожар в Париже, который разрушил знаменитый Собор Парижской Богоматери, стал национальной трагедией.

В Сети есть видео, как парижане молятся прямо на улицах, глядя на горящий Нотр-Дам-де-Пари. Люди стоят на коленях и поют молитвы - классический гимн "Аве Мария".

Когда камера движется над людьми, виден полыхающий огнем собор, а толпа продолжает петь.

Пользователи в социальных сетях были шокированы происшедшим и не могли поверить, что горит целая часть всемирной истории. Они делились душевными постами и воспоминаниями, когда еще собор радовал окружающих своей помпезной грациозностью.

 

История появления Собора

В 1163 году царствовал Людовик VII. Изначально он собиравшийся стать монахом, но волею судьбы был вынужден принять трон, когда его старший брат Филипп – главный наследник, погиб, упав с лошади.

Став королем, Людовик всю жизнь оставался верен церкви, и именно при нем началось возведение Нотр-Дам де Пари, а краеугольный камень в основание имел честь заложить папа Александр III.

Этот величественный храм занял территорию, на которой высшими силами предназначено строить божьи дома.

По исследованиям археологов в разные эпохи тут стояли четыре церкви.

Самой первой, в IV веке, осветила землю раннехристианская церковь, за ней следовала базилика Меровингов, далее каролингский собор, затем романский кафедральный собор, который впоследствии полностью разрушили, а камни пустили на фундамент ныне действующему святилищу.

В 1177 г. выросли стены, а главный алтарь водрузили и осветили в 1182 г.

Это событие знаменовало завершение обустройства восточной части трансепта. С этого момента в здании уже можно было вести богослужения, хотя кропотливой работе еще предстояло длиться не одно десятилетие.

В 1186 г. на территории появилась первая могила – герцога Бретани Жоффрея, а в 1190 – королевы Изабеллы де Эно.

Подходило к завершению строительство нефа, и в 1200 г. приступили к сооружению западного фасада, который сейчас легко узнать по двум отличительным башням у центрального входа.

Места грандиозному строению было мало, и в 1208 г. пришлось снести несколько близстоящих домов.

Южная колокольня стала функционировать в 1240 г., а северная башня через 10 лет. Это принято считать завершением первого этапа возведения знаменитого собора.

 

Завершающие работы длиною в век

К 1257 г. были построены вначале северный, а затем южный фасады для трансепта (крестообразного карниза на плане).

В 1257 году на свинцовой крыше водрузили шпиль, который был разрушен в 1789 г. во время революционных волнений, и сейчас на его месте копия, установленная в процессе реставрации 1840 г. Энженом Виолле-де-Дюком.

Боковые часовни продолжали строиться до XIV столетия, но последним штрихом считается завершение установки ограждения вокруг литургического хора с роскошными откидными креслами, в которых располагались каноники.

Мелкие работы еще некоторое время проводились, но формально Собор Парижской Богоматери был завершен в 1351 г., и оставался в нетронутом виде до XVIII столетия.

На краю гибели

Свои коррективы внесла Французская революция. Робеспьер, как один из наиболее влиятельных ее участников, выдвинул требование выплатить откупные Конвенту на все будущие революции, если город не желает, дабы «твердыня мракобесия была снесена».

Однако это не повлияло на решение Конвента в 1793 г., решившем, что «все эмблемы всех царств должны быть стерты с лица земли».

При этом Робеспьер получил немалое удовольствие, отдавая приказы обезглавить монархов, выстроившихся в галерее и представляющих царей Ветхого Завета.

Не пощадили революционеры и остальную архитектуру, уничтожая витражи и грабя дорогую утварь.

Вначале приход был объявлен Храмом разума, позже центром Культа Высшего Существа, пока помещение не отдали под склад продовольствия, а затем совсем потеряли к нему интерес, оставив во власти забвения.

Не удивляйтесь, видя статуи королей целыми и невредимыми – в середине XIX столетия ансамбль был восстановлен.

Когда в 1977 г. велись реставрационные работы, часть царей была обнаружена в захоронении под частным домом. Его хозяин в свое время выкупил скульптуры, будто бы для фундамента, сам же похоронил их с почестями, а затем поставил над ними дом, скрыв могилы сверженной власти.

Возрождение былого величия

До начала XIX века Нотр-Дам постепенно приходил в упадок.

Величественный собор дряхлел, осыпался, превращался в руины, и у власти уже возникла мысль о его сносе.

В 1802 г. Наполеон возвращает здание в лоно церкви, которая поспешила его вновь освятить. Но чтобы пробудить в парижанах желание спасти храм, пробудить любовь к своей истории и архитектуре, нужен был толчок.

Им стал роман Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери», где на страницах разворачиваются любовные страсти, опубликованный в 1831 г.

Благодаря архитектору-реставратору Виолле-де-Дюку, храм не просто получил новую жизнь, а обрел свежее лицо.

Прежде всего, он позаботился об устранении серьезных повреждений, чтобы остановить дальнейшую разруху. Далее принялся за восстановление разрушенных статуй, скульптурных композиций, не забыл про шпиль, который тоже был снесен во время революции.

Новая игла имеет 96 м, выполнена из дуба и оббита свинцом.

У основания ее с четырех боков окружают фигуры апостолов, а перед ними крылатые тетраморфы: бык – символ Луки, лев – Марка, ангел – Матфея, орел – Иоанна.

Примечательно, что все изваяния обратили свой взор на Париж, и только святой Фома, покровительствующий архитекторам, полуобернулся, и рассматривает шпиль.

На все работы ушло 23 года, что говорит о катастрофическом состоянии храма до начала реставрации.

Виолле также предложил снести строения, которые в те времена находились в непосредственной близости к собору, и теперь на их месте перед фасадом раскинулась современная площадь.

С тех пор здание оставалось в относительно постоянном состоянии, лишь иногда подвергаясь вынужденным косметическим работам.

Оно даже не пострадало во время последних войн.

В конце ХХ столетия было решено провести генеральную работу, чтобы освежить его и восстановить первоначальный золотистый оттенок песчанику фасада.

 

И родились диковинные звери

Очень удачной стала идея посадить у подножия башен химер.

Они стали не только экзотическим украшением, но и маскировкой системы сточных труб, которые не дают влаге скапливаться на крыше, провоцируя возникновение плесени и постепенно подтачивая кладку.

Тут можно различить животных, драконов, горгулий, демонов, других фантастических существ и людей.

Все горгульи внимательно всматриваются вдаль, повернув головы на запад в ожидании, когда солнце спрячется за горизонтом, наступит время детей ночи, и тогда они оживут.

А пока звери застыли в выжидательной позе с выражением нетерпения на мордах, словно неумолимые стражи нравственности в поисках проявления греха.

Эти потусторонние обитатели Нотр-Дам де Пари наделяют знаменитый храм особой харизмой.

Внешнее убранство собора

Находясь рядом, хочется рассмотреть его во всех деталях, не уставая удивляться мастерству зодчих, сумевших добиться потрясающего результата в гармонии образов и законченности форм.

Основной вход имеет трое стрельчатых ворот, иллюстрированных экспозициями из Евангелия.

Центральный рассказывает историю Страшного суда с главным судьей – Иисусом Христом.

По бокам арки выстроились по семь изваяний, внизу – восставшие из своих усыпальниц мертвецы, разбуженные горнами ангелов.

Среди разбуженных мертвых можно рассмотреть женщин, воинов, одного папу и короля. Такая разношерстная компания дает понять, что все мы, независимо от статуса, предстанем перед высшим правосудием, и одинаково ответим за свои земные деяния.

Правый вход украшен статуей Пресвятой Девы с младенцем, а левый отдан Богородице и включает изображения символов зодиака, а также сцену, когда на голову Девы Марии надевают корону.

Сразу над тремя порталами находятся 28 венценосных статуй – тех самых королей, которые были свергнуты со своих пьедесталов во время революции, и которых позже восстановил Виолле-де-Дюк.

Выше расцвела большая западная роза ветров. Она единственная, сохранившая частичную аутентичность.

В ней два круга с лепестками-витражами (в малом 12 лепестков, большом – 24), заключенные в квадрат, что символизирует единство божественной бесконечности и материального мира людей.

Впервые соборная роза была украшена витражами в 1230 г., а рассказывают они о вечной борьбе между пороками и добродетелью.

Еще в нее включены символы зодиака и сцены работы крестьян, а в центре расположена фигура Богоматери с младенцем.
Помимо центральной розы, диаметром 9,5 м, другие две по 13 м украшают фасады с юга и севера, считаясь самыми большими в Европе.

Присмотревшись к башням у главного входа, вы заметите, что северная, которая стоит ближе к Сене, выглядит массивнее своей южной соседки.

Это потому, что только на ней до XV столетия звонили колокола. Если главный набат подает голос в редких случаях, то остальные оповещают время в 8 и 19 часов.

Каждый колокол имеет индивидуальность, отличаясь собственным именем, тональностью и весом.

«Анжелик Франсуаза» – дама тяжеловесная, в 1765 кг и голоском до-диез.

Менее фактурная, но тоже внушающая уважение – «Антуанетта Шарлотта» в 1158 кг, звучащая в ре-диез.

За ней идет «Гиацинт Жанна», вес которой всего 813 кг, а поет она нотой фа.

И, наконец, самый миниатюрный колокол – «Дэнис David», не превышающий вес 670 кг и подпевающий в перезвоне, как фа-диез.

Нельзя не упомянуть о впечатлении, когда зал купается в дневных лучах солнца, преломленных сквозь многочисленные витражи, отчего освещение выглядит футуристическим, волшебным, неземным и таинственным, играющим разноцветными бликами.

Всего в соборе 110 окон, и все застеклены витражами с темой на библейские темы. Правда далеко не многие уцелели, поскольку беспощадное время и люди большинство из них уничтожили в разное время, и на их место были установлены копии еще в середине XIX столетия.

Однако некоторым стеклянным панно удалось дожить до наших дней.

Они уникальны тем, что из-за несовершенства технологии изготовления стекла того времени выглядят более массивными, неравномерными, и в них присутствуют случайные вкрапления и шарики воздуха.

Но даже эти изъяны прежние мастера сумели превратить в достоинства, заставив картины в этих местах искриться, играть переливами света и краски.

Орган всегда присутствовал в Нотр-Даме, но впервые в 1402 г. он стал действительно большим.

Вначале сделали просто – старый инструмент поместили в более новую готическую оболочку. Чтобы поддерживать звучание и вид на должном уровне, его на протяжении истории множество раз настраивали и перестраивали.

Не обошла его вниманием и современная цивилизация – в 1992 г. медный кабель сменили на оптический, а принцип управления сделали компьютеризированным.

В храме туристы могли проводить не один час, уделяя внимание картинам, скульптурам, барельефам, орнаментам, витражам, люстрам, колоннам.

Ни одну деталь невозможно проигнорировать, ведь каждая, это неотъемлемая часть уникального ансамбля, часть библейской и светской истории.

Также обязательным являлось посещение сокровищницы, которая хранит уникальные вещи, а расположена под площадью перед собором.

Особую гордость представляет священный артефакт – терновый венец Спасителя, который в 1239 г. передал храму монарх Людовик IX, выкупив у византийского императора.

К счастью, после пожара он уцелел.

 

Яркий след в жизни и культуре

Многие века Собор Парижской Богоматери вдохновлял, объединял и собирал под своими сводами людей разных эпох.

Сюда приходили рыцари, чтобы помолиться перед Крестовым походом; тут короновали, венчали и отпевали королей; в его стенах собирались члены первого парламента Франции; тут отмечали победу над фашистскими войсками.

За сохранение и воскрешение столь прекрасного памятника архитектуры надо благодарить, в том числе, и Виктора Гюго, ведь своим великим произведением он смог достучаться до парижан.

Сегодня это величественное строение вдохновляет писателей современников, кинематографистов и авторов компьютерных игр на свои вариации событий, с вероломными врагами и отважными героями, раскрывающими вековые тайны и загадки.

Собор Парижской Богоматери ( Нотр-Дам-де-Пари ) на карте Парижа