Замок Фонтенбло

Замок Фонтенбло, Париж, Франция

Фонтенбло: колыбель французских монархов

На юго-западе в 55-и км от Парижа в департаменте Сена и Марна региона Иль-де-Франс пытливый турист найдет городок Фонтенбло в окружении древнего леса, где с незапамятных времен охотились короли и местные жители – беллифонтены.

Более 10 млн. туристов ежегодно приезжают в этот живописный уголок Франции ради посещения местной достопримечательности.

Хотя замок Фонтенбло в свой час был колыбелью и загородной резиденцией нескольких правителей, есть туристы, для которых он станет приятным открытием.

В летописях XII столетия упоминаются земли, покрытые дремучими лесами, под латинским наименованием «Fontene Bleaudi», что значит – «Источник Блоди». Историки выдвинули идею, что название происходит от фамилии некоего непримиримого семейства Бладобальдов, некоторое время владевшего этими землями, и на них действительно бил ключ.

Однако есть и иное предположение, по которому французское наименование территории звучит «Fontaine-Belle-Eau», а значит – «Удивительный родник». Позже оно сократилось до «Fontaine-Bleau», а Бло – кличка пса, наткнувшегося в процессе охотничьего промысла на освежающий родник.

Путники утолили жажду, и назвали чащу, а затем и замок в честь четвероногого следопыта, вот только родник этот постепенно иссякал, и полностью пропал вначале XVIII в. Так, во всяком случае, рассказывает местная легенда.

История рождения замка Фонтенбло

Казалось бы, темные, густые леса – не то место, где захочется остаться надолго. Действительно, вначале Людовик VII просто решил построить в столь уединенном уголке дикой природы небольшой охотничий домик, в котором было бы приятно остановиться, выезжая сюда на охоту.

В XIII столетии Людовик IX организовывает на его месте загородную резиденцию с госпиталем.

Это был первый шаг к началу превращения скромного домика в усадьбу, а затем в замок.

Первый королевский отпрыск, появившийся в Фонтенбло в 1268 г. – Филипп IV Красивый. Чертог стал для него тем гнездом, где он провел всю жизнь, чтобы в нем же сделать последний вздох в 1314 году.

В свое время в этих стенах родились еще три короля: Франциск II и Генрих III из династии Валуа, а также Людовик XIII Справедливый – тот самый, что питал страсть к уединению и построил собственную охотничью хижину в скромной деревушке, которая позже стала великолепным Версальским дворцом

Дворец Фонтенбло с размахом начинает строиться при Франциске I, который проиграл битву при Павии, и решил отвлечься от тревожных мыслей, заняв их новыми заботами.

А будучи заядлым охотником, он изрек: «Мы приняли решение создать здесь в будущем нашу резиденцию, чтобы получать удовольствие от названной местности и от охоты на лис, рыжих и черных, которые водятся в лесу Бьера и его окрестностях».

В 1528 г. он нанимает лучших итальянских мэтров: Россо Фиорентино, Франческо Приматиччо и Никколо делл’А-бате.

Будучи представителями направления маньеризма, Россо, Франческо и Никколо первые воплотили во Франции этот стиль, который с их легкой руки быстро распространился по странам Европы.

Так возникла знаменитая школа Фонтенбло.

Впоследствии дворец много раз перестраивался, присоединяя одни здания и лишаясь других, а поскольку французские короли любили строить с размахом, все новаторства неизменно расширяли его площадь.

После смерти Франциска I на трон садится его второй сын – Генрих II с супругой Екатериной Медичи.

Они еще азартнее занялись реконструкцией помещений, пригласив ведущего зодчего эпохи Возрождения – Филибера Делорма, который помимо работы над замком по заказу венценосной четы создал для их сына гробницу в Сен-Дени.

По желанию Генриха была построена крытая галерея, но затем монарх переделывает ее в Бальный зал, посвящая своей фаворитке – Диане де Пуатье, а в декоративных вензелях оформления помещает ее инициалы наряду со своими.

Говорят, что Екатерина об этом даже не догадывалась, веря, что комнату создали специально для нее.

Верится в подобную наивность хитрой и коварной царицы с трудом, поскольку ей стоило огромных усилий не показывать ненависть в отношении любовницы мужа слишком явно.

Сама Екатерина Медичи оставила после себя великолепный парк Королевы, который раскинулся к северу от здания между его фасадом и нынешним городом.

А спустя столетие, будто насмехаясь над ней, в парке установили фонтан, украшенный скульптурой богини охоты – Дианы, да и сам парк получил название божественной девы, что вызывает прямые ассоциации с Дианы де Пуатье.

Так вышло, что 10 лет, начиная с 1584 года, крепость пустовала, пока Генрих IV, прославившийся постоянными строительными кампаниями, не решил ею заняться.

С его легкой руки тут строится огромная терраса, канал 1200 м в длину, наполненный рыбой, и благоустраивается сад Королевы, где установили три восхитительных павильона, и очень жаль, что мы можем любоваться лишь одним уцелевшим, дошедшим до нашего времени.

Он имеет два яруса в виде удивительных галерей: нижней Оленей и верхней – Дианы.

Обновился внутренний интерьер церкви Святой Троицы, над которым работал один из лучших мастеров того времени – Мартин Фримен, чей талант современники сравнивают с кистью Микеланджело.

Когда имение перешло во владения Людовика XIV, идей и сил ему хватало, чтобы заниматься двумя проектами одновременно, и замок Фонтенбло напоминает во многом Версальский дворец.

Оба сооружения совершенствовались параллельно, даже наблюдалось некое соперничество, хотя по правде, с Версалем сложно тягаться.

Страсть короля-солнце к охоте была настолько велика, что он продолжал ездить на нее даже после падения с лошади, сильно подорвавшего его здоровье, хотя случалось это уже гораздо реже, а дворец стал местом проведения торжеств и приемов.

После смерти Людовика XIV особняк вновь некоторое место пустует, пока Людовик XV не решил освежить свое наследство, вернув ему былое величие.

Работы по реставрации он поручает Жаку Анжи Габриэлю – некогда ученику собственного отца и создателя особняка Пейрана де Мора (ныне музей Родена), который занимался всеми проектами короля Возлюбленного.

Он работал над Лувром, Версалем и площадью Людовика XV (ныне Согласия). Еще множество прекрасных дворцов, театров, площадей и учреждений получил от него в наследство Париж.

Замок Фонтенбло под руководством столь опытного и талантливого архитектора значительно преобразился.

Для начала он придал более праздничный вид двору Белой Лошади, затем пристроил к зданию очередное крыло, идеально вписав его в общий ансамбль.

В центральной части расположился элегантный фронтон с монаршим гербом, но чтобы вместить новаторства и не нарушить гармонию линий, пришлось пожертвовать несколькими постройками XVI столетия.

Фонтенбло и Наполеон

Время королей закончилось, но пришедший к власти Наполеон I Бонапарт был не только завоевателем и политиком – он любил красоту и пышность убранства не меньше своих венценосных предшественников.

Можно сказать, вкусы  Наполеона Бонапарта были даже более раскованными, судя по созданному при нем архитекторами Ш. Персье и П. Фонтеном новому направлению – ампир (имперский стиль).

В нем понятие роскошь и богатство обрело особое звучание, выкристаллизовавшись из всех предыдущих жанров.

Его характеризует монументальность форм, множество декоративных элементов, колонны, лепнина, симметрия, военная тематика, скульптуры в виде грифонов и сфинксов, а также другие формы, навеянные культурой Рима и Древней Греции, и все это под налетом позолоты.

Когда Наполеон впервые увидел дворец Фонтенбло в 1804 г., его огорчило запустение, в котором он пребывал.

Работы придворным архитекторам хватало, но спорилась она проворно, и уже скоро новый суверен обживал первые два этажа, где разместились его личные апартаменты и переоборудованная в Тронный зал бывшая королевская спальня.

Что обязательно посмотреть

Галерея Франциска I

Галерея Франциска I – это настоящий архитектурный шедевр, созданный в стиле Ренессанс.

Множество фресок на стенах являются воистину произведениями искусства и удачно соседствуют здесь с инкрустированными декоративными панелями из полированного дерева.

Центральное место в Галерее Франциска I занимает богатейшая коллекция картин. Во времена его правления это была первая художественная коллекция в Европе, особое место в ней было отведено таинственной картине Леонардо да Винчи «Мона Лиза».

Галерея является образцом Первой школы Фонтенбло, как свежего итальянского течения в живописи эпохи Ренессанса.

Галерея Франциска I объединяет королевские покои с капеллой Святой Троицы.

 

Королевские покои

Доступ к королевским покоям и каминному залу открывают триумфальные Золотые Ворота.

В королевских спальнях и внутренних покоях императора дорогая мебель, уникальные росписи и позолота, фрески и лепнина на стенах, лионский шелк в убранстве, — все говорит о роскоши и величии.

В том же крыле находится Бальный зал.

Отделка Бального зала производилась уже при Генрихе II и Екатерине Медичи, но она не менее роскошна и величественна.

Инициалы, которые можно увидеть на потолке и в различных элементах отделки зала несут в себе любовную тайну Генриха II к его фаворитке Диане де Пуатье.

 

Капелла Святой Троицы

Великолепным образцом стиля Второй школы Фонтенбло является Капелла Святой Троицы.

Красной нитью через всю идею стиля церкви проходит тема страшного суда.

Во всех художественных произведениях, каких капелла хранит в себе огромное множество, чувствуется рука истинных мастеров маньеризма.

Повсюду в церкви, как и во всем дворце, оригинальная отделка фресками и деревянными панелями с королевским орнаментом.

 

Царство Наполеона

При Наполеоне Бонапарте дворец значительно поменял свой облик.

Дух Наполеоновской эпохи хранят в себе многие помещения дворца: Тронный зал (бывшая королевская спальня), Галерея Дианы, кабинет и личные покои императора, Красный салон, где в 1814 году Наполеон официально отрекся от престола.

Богатое текстильное декорирование, множество колонн, лепнины и скульптурных композиций, — во всем говорит яркий ампир.

До сегодняшнего дня сохранилась и знаменитая лестница в виде подковы во Дворе Белой лошади, позже названном «Двором прощания», так как именно здесь отрекшийся от престола император прощался когда-то со своей преданной армией.

Во дворце можно посетить и музей Наполеона, хранящий в себе личные и памятные вещи императора.

 

Парк Фонтенбло

Дворец Фонтенбло известен не только своей архитектурой и внутренним убранством.

Великолепен и окружающий его королевский парк с многочисленными фонтанами, прудами и красивейшим озером.

В парковый комплекс входят Английский сад, Грот Сосновой рощи, Большой Партер, созданный в честь богини охоты Сад Дианы и украшающий его великолепный фонтан, многочисленные клумбы, разбитые в Версальском стиле.

По парку гуляют павлины, совсем не пугающиеся огромного количества людей.

Особенно много посетителей в парке в выходные дни, когда французы съезжаются сюда семьями чтобы устроить пикник и отдохнуть от удушающей атмосферы больших городов.

Туристы тоже не прочь посидеть на лужайках и, наслаждаясь живописными пейзажами, подышать свежим воздухом.

Как сказал один французский историк: «Будь я глубоко несчастлив и ищущий утешения у природы, или будь я счастлив без меры, все равно я поеду в Фонтенбло».

Посетить замок Фонтенбло:

Время работы:

  • 9:30-18:00 с апреля до сентября;
  • 9:30-17:00 с октября по март.
  • Последний вход — за 45 минут до закрытия
  • Закрыто по вторникам, 1 января, 1 мая и 25 декабря.
  • Бальный зал закрывается в 16.00 в период с октября по март и в 17.00 с апреля по сентябрь.
  • Китайский музей и Папские апартаменты закрыты с 11.30 до 14.30 во все дни, кроме субботы, воскресенья и периода школьных каникул.

Вход:

  • Бесплатно в первое воскресенье каждого месяца
  • Билет : 11 €
  • За 1 час до закрытия замка: 5,50 €
  • Льготная категория : 9 €
  • Вход в сады и парки замка бесплатный
 

Как добраться

В общей сложности дорога из Парижа до Фонтебло займет у вас час-полтора.

Рассчитывайте на полтора часа, чтобы учесть различные непредвиденные задержки поездов или продолжительные ожидания транспорта.

Поезд на Фонтенбло уходит с вокзала Gare de Lyon (это 1 (желтая) и 14 (фиолетовая) ветки метро, а также линия A и D пригородного поезда RER).

Проезд в парижском метро стоит 1,80 евро за одну поездку, но я советую приобретать вам сразу в кассах метро так называемые «карнет» (carnet) из 10 билетов, который стоит 14,10 евро, а для детей от 4 до 10 лет — 7,05 евро. Детям до 4 лет проезд бесплатный.

На вокзале вам необходимо купить билет на поезд в любом из этих трех направлений: Montargis Sens, Montereau или Laroche-Migennes.

Все поезда в этих направлениях проходят через Фонтенбло-Эвон (Fontainebleau-Avon — точное название вашей станции), где вам и нужно будет выйти, не доезжая до конечной.

Когда вы будете искать номер платформы («voie»), с которой отбывает ваш поезд на вокзале, обратите внимание, что название Fontainebleau-Avon на табло фигурировать не будет, вам нужно искать конечную станцию, в направлении которой идет ваш поезд.

Выйдя из поезда, вы увидите указатели в сторону автобусной остановки.

Вам необходимо будет сесть на автобус 1 (Ligne A) в направлении «Lilas» и выйти на остановке под названием «Château».

Время в пути: 1 час 30 минут.

Поезд — 40-50 минут

Автобус — 15-25 минут

Билет на поезд туда-обратно стоит 15 евро.

Билет на автобус туда-обратно — 3 евро.

При покупке билета туда-обратно в кассе, если по-английски вас не понимают, «билет в оба конца» по-французски звучит как «aller-retour» (але-ретур). Билет на автобус приобретается у водителя на месте.

Замок Фонтенбло на карте Парижа